Мой ассоциативный ряд, касательно Финляндии до поездки, выглядел следующим образом:
— викинги (на самом деле они жили на территории Швеции, Дании и Норвегии);
— Лапдандия (частично действительно Финляндия);
— финская сауна (до сих пор не понимаю в чем особенность, учитывая, что то, что у нас пишут в аква-центрах, — совсем не то);
— фразой «горячий финский парень» (из фильма «Особенности национальной охоты») и что туда питерцы ездят за сыром.
Ну вот как-то так недальнозорко.
В Хельсинки мы попали летом 2016 года. Выезжали вечером из Санкт-Петербурга на автобусе Lux Express. Мы с Сережей поклонники Lux Express (они даже лучше Польского буса): во время поездки бесплатная вода, наушники, пледы, интернет, розетки, собственный экранчик с фильмами и музыкой.
Я всегда люблю листать музыкальные подборки разных жанров. Их же кто-то еще составляет и даже получает за это деньги (чем не работа мечты?).
И вот, большую часть ночи мы стояли на границе, а оставшееся время дороги — смотрели фильмы, слушали музыку, о чем серьезно пожалели, когда приехали в 6 утра в Хельсинки не сомкнув глаз. В гостиницу нас не смогли так рано заселить (зато оставили вещи), оставалось только бродить по городу.Первое воспоминание о столице Финляднии очень странное: мы спали на улице. Дойдя до центра, не встретили ни души, у нас сильно-сильно слипались глаза, единственное желание — спать. Поэтому мы по-очереди дремали друг у друга на коленках на лавочке в парке. А потом пошли к морскому порту и спали там, пока местные жители — ранние пташки занимались утренней пробежкой. Окончательно выспались только в номере отеля.
После этого пошли изучать город более жизнерадостными. Несмотря на обеденное время на улицах было очень мало людей, изредка проезжали машины. Скопления людей были только возле детских площадок и на вокзале.
Все, кто приезжает в Минск, отмечают, что у нас очень чисто. Так вот в Хельсинки гораздо чище. И это оттого, что никто не мусорит, а не оттого, что много убирают. Финляндия занимает одно из первых мест по уровню экологии (должна такое же по сознательности граждан 🙂 ).
В этом городе мне было очень спокойно. Никто никуда не спешит, все отдыхают и наслаждаются жизнью. Вот проходишь детскую площадку, на ней кто-то оставил детские игрушки, пластмассовые формочки в песочнице и они просто лежат, их никто не крадет. Вот поля для мини-гольфа, не огорожены огромным забором — приходи, играй.

Согласно википедии, одной из отличительных черт финского национального характера является «сису» — сочетание выдержки, упорства, настойчивости, мужества, смелости и прямолинейности. Красивее толерантности.

Из достопримечательностей мне понравилась церковь в скале (к сожалению нам не удалось попасть внутрь — выходные). Большинство населения Финляндии исповедуют лютеранство (разновидность протестантизма). Церковь Темппелиаукио примечательна тем, что она расположена прямо в скале, которая находится посреди жилой застройки. То есть вот ты идешь мимо аккуратных зданий из красного кирпича (фотографией выше), поворачиваешь за угол, а там скала, внутри которой церковь.Архитекторы, впервые побывав на площадке будущего здания, решили, что для того, чтобы сохранить аутентичность этого места, необходимо воспринимать саму скалу как церковь. Посетители оказываются буквально внутри скалы. Интерьер выполнен из натуральных материалов, через стеклянный купол проникает много естественного света, стены оставлены как есть, из естественного камня. Во время строительства (1969г.) часть местных жителей была против проекта и они устраивали акции протеста, среди причин которых была дороговизна строительства. Однако, окончательная стоимость была равна стоимости строительства средней школы.

Внутри церкви часто проводятся концерты. Стены из камня дают неповторимую акустику. А в 2006 году здесь была проведена первая в Финляндии металлическая месса, когда церковные песнопения исполнялись под аккомпанемент тяжелого рока. Данная идея родилась в результате общения пасторов Церкви Финляндии -поклонников металлической музыки. После такого события литургии таких типов начали регулярно проводиться в разных церквях Финляндии, при этом на собрания приходили сотни людей.
В центре города посреди оживленной площади находится еще одна интересная церковь — часовня тишины Камппи. Снаружи она похожа то ли на деревянное яйцо, то ли на космический корабль: полукруглое здание из деревянных еловых реек. Богослужения тут не проводятся, зато дежурят социальные работники, священники и психологи, готовые с утра до вечера поговорить с каждым желающим о его проблемах и оказать помощь. Часовня не имеет привязки к определенному вероисповеданию. Здесь рады видеть любого, независимо от его религиозности и мировоззрения.В список основных архитектурных достопримечательностей входит Кафедральный собор на Сенатской площади и Успенский собор неподалеку. Оба были построены во времена Финляндии в составе России.
В архитектуре города можно наблюдать интересные образцы югендстиля: театр, железнодорожный вокзал и здание страховой компании «Похьола».
Страховая компания «Похьола» (означает север по-фински)- старейшая страховая компания Финляндии. Фасад их офиса украшают персонажи «Калевалы». Я раньше слышала это слово (у певицы Мары так песня называется), но не знала, что оно означает. Оказывается, «Калевала» — это карело-финский эпос из 50 рун (песен). Название, данное поэме составителем Лённротом, — это имя страны, в которой живут и действуют карельские народные герои.
Для меня сложновато читать необычные длинные названия и приходится прилагать много мысленных усилий, чтобы вникнуть в суть. Может быть я смогу читать это в качестве сказок на ночь детям :), когда они еще не многое будут понимать.
А вот что я точно-точно буду читать в качестве сказок — это книги Туве Янсонн про муми-троллей. Муми-тролли — далёкие потомки скандинавских троллей, напоминающих бегемотиков. В книжках рассказывается про муми-семейство. Их сказочная мечта — реализация в повседневной жизни лучших возможностей, заложенных в человеке. Чудо обыкновенной жизни, которое они воспевают, может состояться лишь при одном условии: каждый имеет право быть самим собой, но никто не имеет права думать только о себе.
Вот тут можно почитать правила жизни муми-троллей, чего только стоит одна фраза: «Тот, кто любит блины, не опасен».

Как оказалось, я знакома с творчеством самого известного финского композитора Яна Сибелиуса. Его «Ель» я играла на последнем экзамене в музыкальной школе и сейчас это, должно быть, единственное произведение, которое я могу сыграть по нотам без подготовки. Предлагаю вам послушать его (это правда очень красиво):
Ян Сибелиус (1865-1957г.) — очень почитаемый в Финляндии композитор. Его памятник — одно из наиболее частых посещаемых туристами место. Был установлен в 1967 году, но даже сейчас смотрится очень оригинально и современно. Говорят, что при ветре трубы звучат (нам не удалось застать ветер).В выходной день очень непросто было найти место для обеда. В нескольких открытых кафе продавали только алкоголь, не работала кухня. Нам удалось поесть только в точке фастфуда: на чудовищную сумму 25 евро только один комплект обеденного меню. Ужин и завтрак готовили сами. В хостеле, где мы остановились, от хостела было только название. У нас был человеческий номер даже с собственной кухней.
Даже ребятам из Швейцарии перекусить было недешево. По приемлемой цене можно перекусить на набережной. Во второй половине дня во всю работали палатки с уличной едой: жареная салака, колбаски, картофель.
Алкоголь в Финляндии очень дорогой, поэтому финны ездят за ним на паромах в Таллин, возвращаясь с тележками алкоголя.
Ближе к вечеру мы уже не знали, чем заняться и собирались идти спать, как внезапно на улицах начали появляться люди.
От центра мы вышли к набережной и вау! Люди целыми семьями, с собаками, колясками, бабушками, дедушками стекались в одном направлении. Все кафе были открыты и переполнены. Люди сидели за столиками, в гамаках, креслах, пили вино. На соседних островах тоже собирались люди, подплывали к берегу на лодках. Чем дальше мы шли, тем больше становилось людей. Наконец мы вышли к месту проведения праздника.
Оказалось, финны праздновали Юханнус — день летнего солнцестояния. Они также, как и мы, разжигают костер. Правда не прыгают через него, а только сдержанно аплодируют.
Большинство жителей столицы выезжают в дни праздников за город, а те, кто остались в городе, устраивают пикники в парках.
Обратную дорогу до отеля мы шли за молодой парой. Они оба замечательно выглядели: нордические черты лица, загорелые, в хорошей форме. Она везла коляску, а он вел собаку на поводке. И шли они так неторопливо, спокойно, о чем-то болтали и выглядели для нас самыми счастливыми людьми на свете, которые вот сейчас придут к своему дому, зайдут в человеческий подъезд и устроят ужин на балконе без стекольных рам.
Мне понравилось смотреть на жизнь другими глазами в состоянии спокойствия (не мнимого), уверенности в завтрашнем дне, которое я обнаружила в этом городе.